Лаборатория непрерывного программирования чебурашки

На главную
 
О проекте
 
Коллекции
 
Творчество
 
Наука
 
фотоальбом
 
Ссылки
 
программы
 
Новости сайта
 
гостевая





Чем менее история правдива,
тем больше она доставляет удовольствия.
Фрэнсис Бэкон

  
  
  
СВЯТОСЛАВ ВЕЛИКИЙ ВОИН

  
  
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

  
   В 945 году для ещё молодого русского княжества наступили тяжёлые времена. Вёдший активную военную политику князь Игорь Рюрикович умер. На престоле оказался малолетний князь Святослав и в качестве регента вдова Игоря – княгиня Ольга.
  
   Так начинается история русского князя Святослава Игоревича. Перипетии борьбы за власть, про которые очень любят вспоминать историки, упирая на несоответствие лет княжения Ольги мы оставим в стороне. Точно так же как и упоминания малолетнего князя в различных междоусобных войнах, таких как, например, бунт древлян. Начнём же мы наше повествование о князе с вопроса религии на земле русской. Ведь традиционно считается, что князь Святослав – символ идеального князя полководца, соединяющего в себе качества целой эпохи славяно-русской древности, которую принято считать языческой. Подобно тому, как Иван Грозный символизирует православное царство, Екатерина Великая – просвещенную монархию, Сталин – коммунистическую империю, Святослав Игоревич – символизирует языческий мир, его архетипы, законы и ценности.
  
   Хочется сразу уберечь дорогих читателей, от неправильных выводов. К сожалению, существует множество книг, авторы которых на основе походов Святослава на принявший иудаизм хазарский каганат и «оплот христианства» византийскую империю изображают в своих «творениях» князя антисемитом и «хищным рыцарем-разбойником», последняя фраза точная цитата с одного украинского сайта, к которому мы ещё вернёмся.
  
   Чтобы избежать всех этих «трактовок» попытаемся понять, что происходило в это время в мире. Византийская империя начинала испытывать всё большее давление со стороны арабского Востока и не подчинявшихся Киеву славянских племён. Практически единственной оборонной силой греков оставались русско-варяжские дружины служившие Царьграду по заключённому ещё Игорем договору 944 года. Хазарский каганат тоже был «не в лучшей форме». Процветающую от торговых пошлин страну распирало от иммигрантов: славян, арабов, кочевников средней Азии. Все иммигранты несли различные религии, которые очень плохо уживались с принятым в VIII веке хазарами иудаизмом. Для Руси же, Х век бесспорно век мощной экспансии славян на юг и восток Евразии. На юг – где была Византия, мировая держава, претендовавшая на наследие Римской империи. На восток – на аваров, хазаров и кочевые племена: от болгар и угров до печенегов и половцев. Азиатские племена представляли собой опасность постольку, поскольку они угрожали славянам в военном отношении, а вот Византия, чьё влияние распространялось на всё Средиземноморье и Причерноморье, чья развитая культура и дипломатия претендовала на господство, была конкурентом номер один. Недаром легендарные походы на Царьград, начавшиеся еще в скифскую эпоху, стали закономерным явлением в военной истории руссов. Да и само древнерусское государство формируется на великом торговом пути «из варяг в греки».
  
  
ПОХОД НА ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

  
   Таким образом, главной целью Руси видеться Византийская империя, но для удачной атаке нужно иметь крепкие тылы. Для этого в 965 году князь начинает поход на Хазарский каганат. Святослав понимал, что лобовой атакой на многочисленные конные войска хазар он ничего не добьётся, и поэтому, собрав к 965 году войско порядка 10-12 тысяч, двинул их на Север, где освободил, а точнее «перепокорил» подвластные каганату племена вятичей и присоединил их к своему войску. После чего, перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге, где разбила войска волжской булгарии, которая, будучи покорена хазарами ещё в VII веке, являлась практически вторым центром каганата. Спустившись дальше по Волге уже без каких-либо проблем, Святослав легко разгромил дезорганизованные неожиданной атакой с севера хазарские войска и вступил в столицу каганата город Итиль. Примечательна деталь, на которую обращает внимание даже автор летописи временных лет: стоявший на берегах Каспия город всегда был богат виноградом, после же прихода князя в Итиле «нельзя было и изюминки найти». После полного разгрома каган бежал в старую столицу: город Семендер. Святослав не стал его преследовать, всё большее охлаждение отношений с Византией волновало его куда больше. Он лишь расправился с другим важным оплотом каганата крепостью Саркел, которую по месторасположению и цели можно назвать «хазарской линией можено», мешавшей князю развернутся на юге. Её Святослав так же застал врасплох зайдя с тыла и легко разбил. Пройдя по кавказским народам, прошу обратить внимание – это Х век, Святослав принялся строить колонию в устье Кубани, которая позже станет Тмутараканским княжеством (ничего не напоминает?). Построением крепкой колонии, то есть обеспечением крепких тылов, Святослав логично закончил свой первый поход, направленный против Виизантии. Как итог, огромная захваченная территория: от окских лесов до виноградного Итиля. Русская летопись молчит по поводу того, какие шаги по управлению краем предприняли руссы, и по её данным можно понять, что Святослава интересовало лишь военное сокрушение противников. Здесь подчеркну важную деталь, согласно хазарским документам того времени все беженцы после некоего благодеяния русских вернулись в свои города. И это при том, что они возвращались из государств с той же верой в государство уже другой веры: язычества. Деталь эта чрезвычайно многозначительна. Она показывает, что расправившись с хазарской верхушкой, уничтожив армию каганата, стерев с лица земли его военные крепости, руссы вовсе не собирались воевать с мирным населением и приглашали его вернутся на старые места, возможно, дали даже гарантии ширваншаху, что им не будет причинено никакого ущерба. Тут и появляется идея о заключении между населением завоеванного края и руссами договора, смысл которого понятен: покорность Руси. Конечно, договор руссы заключили не с безвестными беглецами, вернувшимися впоследствии в свои жилища, а с сановными и известными в Хазарии людьми, принявшими сторону русского князя. Думается, что таких людей среди правящей верхушки каганата было уже предостаточно, потому что русское влияние в крае росло с каждым годом. Вот с этими-то «своими» людьми и заключили руссы договор.
  
  
КОНФЛИКТ С ВИЗАНТИЕЙ

  
   Новый завоёванный островок в море хазарских степей требовал не просто тактической обороны, а новой стратегии в районе Сурожского и Русского морей. А их веками контролировала Византия, с помощью силы, дипломатии и хитрости стравливавшая одних соперников с другими. Выступать против мощи христианской империи было рискованно не только в военном отношении, но и достаточно сложно из-за новой религиозной ситуации, которая началась складываться в Киеве после крещения Ольги. Как хорошо известно, мать Святослава княгиня Ольга приняла христианство не как частное лицо, а в результате дипломатической миссии в Царьград, что позже было истолковано православными историками как провиденциальная. За ней стояла христианская партия, связанная многими обязательствами с единоверцами в Европе. То, что сын княгини Ольги, прославленной церковью как «святая», не принял веру матери, а остался верен Богам своих предков (в договоре с Византией он клянется именем Перуна и Волоса), не могло повлиять на общую тенденцию в южной политике Руси. Формально русский князь выставлял себя как союзник Византии, хотя фактически он бросил ей вызов, защищая славянские земли на Дунае и в Прикарпатье.
  
   Именно в этом контексте следует понимать знаменитую фразу Святослава, сказанную матери перед её смертью накануне очередного военного похода: «Не любо ми есть в Киеве быти, хочу жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грекъ злато, поволоки, вина, овощеве различныя, из Чех же, из Угор – сребро и комони, из Руси же – скора и воск, мёд и челядь». То есть, цель великого князя состояла не в очередном устрашающем походе на Царьград, а в создании нового центра силы на Балканах и в бассейне нижнего Дуная. Тут можно говорить даже о своеобразной славянской реконкисте, направленной против аваров, волохов и угров (мадьяр) некогда завоевавших исконные, живописные и плодородные земли славян в долинах Дуная и его притоков. Следует заметить, что и этот поход нёс не только тактические преимущества, после освобождения каждого нового славянского племени Святослав обретал новых воинов, количество которых уже перевалило за 60 тысяч.
  
   Пройдя без каких либо осложнений огнём и мечом по болгарским землям Святослав стал представлять реальную угрозу империи. Здесь хочется снова обратить внимание на то, как легко история «склоняется». В 20-30 годах ХХ века в Болгарии у власти находились националисты, которым очень не нравилось укрепление России в лице СССР, и поэтому старательно искавшим в истории русско-болгарских отношений «чёрные» стороны. И ведь таки нашли! Попробую вкратце пересказать их идею: для заключения союза против Болгарии на Русь был отправлен ловкий дипломат и царедворец Калокир, который с помощью 1500 фунтов греческого золота, легко уговорил Святослава, отправится в Болгарию. Но на этом его замысел не исчерпывался, он ловкими словами уговорил князя после покорения болгар, отправится в Царьград свергать императора. Проще говоря, Святослав по новоболгарской истории получался этакой византийской марионеткой. Но если обратится к греческим документам, всё это оказывается чепухой.
  
   Попытаемся же по греческим документам понять историю конфликта с Болгарией. В 965-966 годах, то есть во время хазарского похода руссов, между Византией и Болгарией разгорелся жестокий конфликт. Болграское посольство, явившееся в Константинополь за данью, было с позором изгнано из страны. Уже несколько десятилетий Византия выплачивала дань Болгарии, облачённую в форму содержания византийской принцессы Марии, ставшей женой болгарского царя Петра. Мария скончалась в 963 году, и теперь у Византии руки оказались развязанными. Как итог этой свободы оказалась почти полная власть Византии над нерешительным царём Болгарии Петром. Что в свою очередь повлекло охлаждение отношений между родственными народами Болгарии и Руси. Казалось бы, что ещё нужно Византии? И тут на сцену выходят уже знакомые нам вездесущие венгры, которые толи с дозволения Болгарии, толи просто под сурдинку, стали совершать через болгарские земли опустошительные набеги на византийские территории. И именно для пресечения этих набегов императору и понадобились руссы. И здесь мы видим первую ошибку императора. Святослав начал освобождать Болгарию двигаясь по Днестру, где обнаружил угадайте кого? Правильно, венгров. Казалось бы, всё идёт по византийскому сценарию, ан нет, венгры оказались старыми союзниками руссов. Представляете, во что это вылилось? И опять правильно, княжеское войско ещё пополнилось, и не просто пополнилось, а пополнилось ярыми врагами империи.
  
   И в том же, 967 году Святослав разбивает болгарское войско и садится в Переяславце. Наступило хрупкое перемирие, князь успел «сбегать домой», разогнать печенегов, но когда он вернулся, то нашёл своё войско вне стен Переяславца. Святослав, конечно, возвращает себе город, но понимает, что войны с империей не избежать.
  
   И вот теперь, когда обе державы понимают неизбежность конфликта, начинается самое увлекательное, две державы начинают собирать союзников. Все перипетии дипломатических игр я пересказывать не буду, просто подведу итоги: за руссов сражались северные болгары, венгры и часть печенегов, за греков проливали кровь южные болгары и вторая половина печенегов.
  
   Теперь, когда расстановка сил ясна, перейдём к активным боевым действиям.
  
   Святослав разделил свою армию на две части: одну, почти полностью состоящую из союзников: венгров и печенегов, он отправил на Царьград, вторую же, почти полностью состоявшую из княжеских дружин возглавил сам и повёл во Фракию, где засел византийский ставленник Петр. Армия союзников встретилась с противником под городом Аркадиополем, на ближайших подступах к византийской столице, где и была на голову разгромлена менее многочисленным противником, примечателен тот факт, что первыми побежали печенеги. Но конечно не это сражение решило исход противостояния, ведь если бы это было не так, грекам не пришлось уже в 970 просить мира. Главные же сражения происходили во Фракии, о них летописец записал «и шли руссы ко граду, воюя и грады разбивая…» Когда же Святослав подошёл почти к самому Царьграду император отправил к нему послов с золотом и серебром, но князь их отверг, тогда император послал ему «мечь и ино оружие» после чего Святослав согласился на переговоры, которые дали воюющим сторонам короткую передышку.
  
   И надо отдать должное грекам они использовали её, куда с большей пользой. Пока руссы отдыхали в Переяславце, императорские войска заняли горные перевалы и блокировали Дунай своим огненосным флотом. После чего в пасхальные дни 971 года перешли границы и обрушились на Преславу, где находились царь Борис, болгарский двор, Калокир и русский отряд во главе со Свенельдом. Сам Святослав с основным русским войском пребывал в это время на Дунае. Два дня продолжался штурм Преславы. Её отчаянно защищали болгары и русские. Но перевес сил был на стороне греков. Сначала они взяли внешние укрепления города, тогда руссы и часть болгар затворились в царском дворце крепости, где хранились болгарские государственные ценности – казна, корона болгарских царей. После продолжительной осады греки подожгли дворец и сожгли его вместе с обороняющимися.
  
   Вскоре на милость императора сдались Плиска, Динея и другие города. Греческие легионы шли к Дунаю. Но Святослав не был бы Святославом, если бы он проявил в этих трудных условиях пассивность. Несмотря на огромный перевес сил греков, он вывел им навстречу свое небольшое войско.
  
   Греческое и русское войско встретились на равнине неподалеку от крепости Доростол. Битва была упорной. Сам Святослав дрался в гуще сражавшихся. Руководивший боем с близлежащего холма император посылал своих лучших воинов, чтобы они пробились к русскому князю и поразили его, но все они были убиты либо самим Святославом, либо его телохранителями. К вечеру, когда русское войско поредело, а греки продолжали наседать, Святослав дал приказ отходить в Доростол. И еще несколько дней подряд длилось сражение под городом. Открывались городские ворота, и русская дружина во главе с князем выходила в поле. Но сил у руссов становилось все меньше и меньше. Тысячи человек потеряли и греки. И все же Доростол еще держался. Однажды ночью две тысячи руссов вышли из осажденного города и ушли вдоль Дуная в поисках пищи. Попутно они разгромили один из заградительных отрядов греков и с успехом вернулись обратно. Такую вылазку можно было предпринять только при помощи болгарских проводников, хорошо знающих местность.
  
   Со времени начала осады крепости прошло уже более двух месяцев. В один из дней император направил русскому князю предложение выйти с ним на поединок и тем решить вопрос о победителе. На это Святослав ответил: «Я сам знаю лучше моего врага, что мне полезно. Если же Иоанну надоела жизнь, то в его власти находится много других средств, ведущих к смерти: пусть избирает он любой.
  
   Шел июль 971 года. Последний бой руссы дали гpeкам в эти июльские дни. Святослав снова дрался в самом центре русского войска. И вновь император послал своих «бессмертных» во главе с богатырем Анемасом убить Святослава. Теперь им удалось оттеснить русских воинов, и Анемас сумел ударить копьем Святославова коня, а потом дотянулся мечом до самого князя, но попал ему в ключицу. Лишь на мгновение после этого потерял равновесие Анемас. Этого было достаточно, чтобы Святослав нанес ему удар мечом в живот. При виде гибели своего богатыря греки дрогнули и побежали. Императору стоило большого труда остановить их. Он сам повел в бой своих «бессмертных». Это было последнее сражение руссов с греками. Наутро в греческий стан явилось русское посольство с предложением мира. Император с радостью согласился.
  
   Как все знают, когда князь возвращался в Киев, на него напали печенеги, которые, убив Святослава, сделали из его черепа чашу. Так казалось бы бесславно закончилась жизнь князя руссов Святослава… Но так ли уж бесславно?
  
  
P.S.:

  
   Я специально опустил в своём рассказе некоторые детали, на которые теперь, во избежание последующих вопросов хочу обратить внимание:
  
   1) Существует достаточно стойкое мнение, что Ольга достаточно долгое время узурпировала киевский престол. Возможно это и правда, но как, надеюсь, было видно из моего рассказа, Святослав никогда к нему и не тянулся. Ему больше нравились боевые походы и поэтому, главное здесь не узурпировала или не узурпировала княгиня власть, а то, что она не посадила будущего Великого Воина играть в солдатики, как это будет сделано с Петром III и его сыном Павлом I в будущем.
  
   2) Многие учителя истории очень любят рассказывать детям легенду о «храбром мальчике, который с уздечкой прошёл через стан печенегов и позвал на помощь осаждённым в Киеве». Это, очевидно, легенда и ничего более. Даже сейчас, когда народы тысячу раз успели ассимилировать и перемешаться, украинца сложно спутать с узбеком. Это во-первых, а во-вторых для кочевых народов, полжизни проводящих в седле потеря коня, это почти позор на всю жизнь. Выражаясь языком шаманов, потеря коня означает, что дух коня оказался сильнее твоего духа. Что не допустимо для настоящего воина.
  
   3) И как финальный аккорд новоукраинское мнение, с которого собственно говоря всё началось. Приведу цитату, которая меня поразила до глубины души: «Возвращение Святослава в Киев, безусловно, обратило бы этот только начавшийся процесс окультуривания нашей земли вспять. Из богатого и культурного по тем временам Киев после неминуемого христианского погрома превратился бы в какой-то укрепленный замок хищного рыцаря-разбойника. Вроде Бранного Бора - сейчас Бранденбурга». Выдернутая из контекста цитата, конечно, слабее всей статьи в целом, но всё равно поражает. Это же каким надо быть религиозным фанатиком, чтобы желать смерти человеку, так много сделавшему для своей и его Родины, только за то, что он не его веры?!! Странно, что князя не обвинили в нацизме, он же и по «лицам кавказской национальности» прошёлся?
  
   Если внимательно вдуматься во все эти проблемы, то понимаешь, что такое политкорректность в масштабах Истории…
  
  
  
  
  
  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  
   1) «Повесть временных лет»
   2) А.Н.Сахаров «Мы от рода русского…»
   3) С.М.Соловьёв «Чтения и рассказы по истории России»
   4) А.О.Ишимова «История России в рассказах для детей»
   5) Аванта+ История России 1 том
   6) «Всемирная история в лицах»
  
  
   На этом позвольте откланяться….
  
  
  


Вполне упорядоченный группоид
Лаборатории непрерывного программирования Чебурашки
ch.lcme@mail.ru
Rambler's Top100
Hosted by uCoz